Организация работы адаптационной группы
для детей раннего возраста
Родители детей раннего возраста тревожатся о том, как пройдет адаптация их ребенка в учреждении дошкольного образования. Однако не многие задумываются о важности и возможности подготовки малыша к поступлению в учреждение дошкольного образования.
Цель адаптационной группы: содействие всестороннему развитию детей, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, подготовка детей к посещению учреждения дошкольного образования, обеспечение ранней социализации детей.
Задачи:
- создать оптимальные условия для развития детей в соответствии с их возрастом;
- оказать помощь родителям в оздоровлении, воспитании и обучении детей раннего возраста;
- наладить доброжелательные отношения между детьми;
- предложить детям и их родителям развивающие игры и занятия, соответствующие возрасту детей, способствовать развитию познавательных процессов детей;
- обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями;
- формировать у детей и их родителей предпосылки к посещению учреждения дошкольного образования.
Приоритетные направления в работе:
- развитие ведущих видов деятельности с учётом возможностей и интересов детей, запросов родителей;
- социализация детей раннего возраста в обществе сверстников, взрослых;
- создание психологического комфорта и условий для различных видов деятельности с учётом интереса и возможностей детей раннего возраста.
Условия: групповая комната, физкультурный и спортивный зал, кабинет педагога-психолога.
Кадры: заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности, воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, медсестра, помощник воспитателя.
Программное обеспечение: учебная программа дошкольного образования.
Формы работы: индивидуальная работа с детьми, развивающие занятия: подгрупповые, фронтальные (в зависимости от количества детей); консультации для родителей: индивидуальные, подгрупповые.
Предварительная работа по организации адаптационных групп:
- анализ материально-технических возможностей учреждения дошкольного образования и создание необходимых условий;
- обеспечение нормативно-правовых основ работы групп;
- подбор программ и методик;
- проведение информационно-рекламной деятельности.
Для информирования родителей, которые могли бы воспользоваться услугами адаптационных групп, организовано телефонное оповещение об открытии групп (данные о семьях получены во время записи в учреждение дошкольного образования детей на следующий учебный год); составлены и используются рекламные листовки-приглашения (их разместили в детской поликлинике, магазинах), а также реклама в средствах массовой информации.
Комплектование групп:
- в группы принимаются дети от 1 года до 3 лет;
- наполняемость групп - 5-7 детей;
- дети зачисляются в группы по возрастному принципу;
- обязательным условием является присутствие родителей ребенка или лиц их заменяющих;
- дети зачисляются в группу в соответствии с желанием родителей и по их письменному заявлению;
- для зачисления в группу необходимы медицинские справки о состоянии здоровья ребенка и взрослых.
Из-за непродолжительного пребывания детей в группе питание не предусмотрено.
Для организации занятий с детьми используется помещения физкультурного и музыкального залов.
Работа адаптационной группы обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основании «Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, утвержденных
Заместителем Министра образования Республики Беларусь А.В. Кадлубай «17» августа 2020 г., Устава учреждения дошкольного образования и соответствуют действующим нормативным правовым документам Республики Беларусь.
Разработана нормативная документация:
- Положение об адаптационных группах для детей раннего возраста и их родителей, созданных на базе учреждения дошкольного образования;
- договор с родителями, желающими пользоваться услугами адаптационной группы.
Перед первым посещением проводится родительское собрание. Родители заполняют анкету, где указывают сведение о себе и ребенке, высказывают свои запросы и пожелания.
Данные сведения помогают более продуктивно организовывать деятельность с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей детей.