2021/2022 учебный год
2022/2023 учебный год
2023/2024 учебный год
В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 28.08.2023 № 411 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году» ГУО "Детский сад № 19 г.Борисова" включен в перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность по проекту «Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности» (2021–2024)».
Руководители экспериментального проекта:
Лисовская Татьяна Викторовна, профессор кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, профессор
Общее руководство экспериментальной деятельностью в учреждениях образования осуществляют структурные подразделения научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (далее – НИО):
- научно-методическое сопровождение экспериментальной деятельности осуществляют:
лаборатория специального образования – заведующий лабораторией, Хруль Ольга Станиславовна, доктор педагогических наук, доцент;
лаборатория дошкольного образования – заведующий лабораторией – Косенюк Раиса Романовна, кандидат педагогических наук, доцент;
- организационное сопровождение экспериментальной деятельности осуществляет методист управления мониторинга качества образования – Ильченко Жанна Федоровна.
В экспериментальной деятельности участвовали 11 педагогов; 5 воспитанников (2022/2023 г.), 9 воспитанников; 12 педагогов (2023/2024 г.). Основная идея экспериментального проекта предусматривает проверку результатов научно-исследовательской работы, направленной на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь, по теме «Разработать разноуровневое содержание образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности на основе междисциплинарного подхода». Новизна выполненной НИР определяется научным обоснованием и разработкой новых оснований дифференциации содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) в условиях реализации принципа инклюзии. Впервые в Республике Беларусь апробировано разноуровневое содержание образования воспитанников с ОПФР по следующим образовательным областям: «Физическая культура»; «Ребенок и общество»; «Ребенок и природа»; «Развитие речи и культура речевого общения»; «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»; «Элементарные математические представления»; «Музыкальное искусство»; «Изобразительное искусство»; «Художественная литература»; «Подготовка к обучению грамоте». Цель проекта - определение эффективности использования разноуровневого содержания образования в образовательном процессе с воспитанниками с ОПФР в условиях реализации принципа инклюзии.
Результатом проекта стало:
• проведение педагогической диагностики актуального состояния и определение уровня сформированности представлений и умений воспитанников с ОПФР по образовательным областям «Физическая культура»; «Ребенок и общество»; «Ребенок и природа»; «Развитие речи и культура речевого общения»; «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»; «Элементарные математические представления»; «Музыкальное искусство»; «Изобразительное искусство»; «Художественная литература»; «Подготовка к обучению грамоте» (в соответствии с возрастом);
• разработанное перспективно-календарное планирование воспитания и обучения воспитанников с ОПФР по образовательным областям учебной программы дошкольного образования с учетом результатов педагогической диагностики;
• апробированное разноуровневое содержание образования воспитанников с ОПФР по образовательным областям учебной программы дошкольного образования;
• определены условия продуктивной реализации разноуровневого содержания с учетом принципа инклюзии в образовании воспитанников с ОПФР.
Календарный план экспериментального проекта "Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности"
2021/2022 учебный год
Министерство образования Республики Беларусь
Научно-методическое учреждение
«Национальный институт образования»
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Апробация содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра»
Руководитель:
БРЫКОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА, доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
ТРИГУБЕНКО МАРИНА ВИТАЛЬЕВНА –
ответственный за осуществление экспериментальной деятельности, заместитель заведующего по основной деятельности
УЗКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ:
ТКАЧЕНКО ИРИНА НИКОЛАЕВНА – учитель-дефектолог групп интегрированного обучения и воспитания, высшая квалификационная категория
КИСЕЛЕВА АЛЛА ЕВГЕНЬЕВНА – учитель-дефектолог групп интегрированного обучения и воспитания, первая квалификационная категория
МАСЛО ЛАРИСА ИВАНОВНА – педагог-психолог, первая квалификационная категория
КУНКЕВИЧ ЕКАТЕРИНА ВАДИМОВНА – воспитатель для сопровождения воспитанников с особенностями психофизического развития, первая квалификационная категория
ПРИХОДЬКО НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА – воспитатель для сопровождения воспитанников с особенностями психофизического развития, первая квалификационная категория
ВОСПИТАТЕЛИ ГРУПП ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ:
ПРОТЬКО ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА, первая квалификационная категория;
ПЕТРОВА ТАМАРА ЛЕОНИДОВНА, первая квалификационная категория;
ПАПКО НАТАЛЬЯ ДАВЫДОВНА, первая квалификационная категория;
Цель экспериментальной деятельности: апробировать и усовершенствовать содержание коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями, определить его эффективность в коррекционно-образовательном процессе.
Задачи:
- уточнить и дополнить содержание коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями на диагностической основе по уровню функционирования и этапам воспитания и обучения в учреждении дошкольного образования;
- уточнить показатели социального развития (умения компенсаторного характера) воспитанников с аутистическими нарушениями (по группам воспитанников);
- определить условия эффективной реализации содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями;
- уточнить и дополнить содержание методических рекомендаций для педагогических работников учреждений дошкольного образования (учителей-дефектологов, воспитателей дошкольного образования, обеспечивающих воспитание и обучение детей с аутистическими нарушениями);
- определить эффективность содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями.
Календарный план экспериментального проекта «Апробация содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра»
Результаты экспериментального проекта по апробации содержания коррекционных занятий по двум направлениям «Формирование навыков социального поведения» и «Формирование навыков коммуникации и взаимодействия» у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и методических рекомендаций для педагогических работников системы дошкольного образования