21.02.2025 на базе ГУО "Детский сад № 19 г. Борисова" состоялось методическое совещание для воспитателей, оказывающих сопровождение воспитанников с расстройствами аутистического спектра
Заместитель заведующего по основной деятельности ГУО "Детский сад № 19 г. Борисова" Крюкова Наталья Николаевна представила визитку дошкольного учреждения, затем напомнила об основных принципах создания адаптивной образовательной среды для воспитанников с РАС.
Организация образовательного процесса с детьми с расстройствами аутистического спектра предполагает создание для них адаптивной образовательной среды с особой организацией пространства и визуализацией времени. Адаптивная среда обучения – это именно та среда, в которой сенсорные особенности ребенка с РАС находят понимание и поддержку.
Для создания адаптивной образовательной среды педагогу следует:
1. Обозначать четкие визуальные и материальные границы пространственных зон.
Для этого используют специально приспособленные перегородки, предметы мебели, различные покрытия на пол или маркировки. Четкие физические и индивидуальные границы помогают воспитаннику понять, что каждое средовое пространство имеет начало и конец. Например, разделение стола на две части с помощью перегородки, клейкой ленты или четкой линии делает видимым пространство, которое каждый из двух сидящих за столом воспитанников считает своим. Место ребенка с РАС можно обозначить фотографией.
2. Минимизировать количество раздражителей в группе.
Для этого используются одноместные рабочие столы. С помощью установки на стол невысоких ширм можно уменьшить количество визуальных отвлекающих факторов. Такая обособленность также будет снижать возможную тревожность ребенка.
3. Рационально организовывать рабочее место воспитанника.
Воспитанников с РАС важно приучать к порядку на рабочем месте, используя картинки, цветовые обозначения, цифры, знаки и т.д. На рабочем месте ребенка делается разметка: маркируются места размещения канцелярских принадлежностей. Также можно использовать контрастную обводку или нарисовать контуры этих предметов. Для удобства предметы размешаются в разных коробках.
4. Разделять пространство на зоны по видам деятельности.
Помещения группы делятся по видам деятельности на конкретные пространственные зоны (учебную, игровую, столовую, гигиеническую и др.). Зоны обозначаются соответствующими пиктограммами, отражающими деятельность в этой пространственной зоне, что облегчает ориентировку детей в группе. Обязательно выделяется зона отдыха, или «уголок уединения», где ребенок может побыть один, отдохнуть и снизить уровень стресса в момент сенсорной перегрузки без посторонней помощи. В этой зоне могут находиться личные предметы ребенка, а также маленькие предметы (прищепки, веревочки, мячики и др.) в так называемой «релаксационной корзине». Необходимо объяснить ребенку, что в ситуации нарастания у него отрицательных эмоций он может, с разрешения воспитателя, переместиться в это тихое изолированное место или взять на свое рабочее место успокаивающий его предмет из «релаксационной корзины». Это значительно снижает тревожность ребенка и устраняет некоторые его поведенческие проблемы.
5. Наглядно представлять последовательность событий во времени.
Ребенок с РАС нуждается в визуализации времени. Для того чтобы он смог устанавливать причинно-следственные связи между отдельно происходящими событиями и явлениями, необходима специальная организация пространства в группе с применением зрительных опорных сигналов, которые помогают аутичным детям сосредоточиться на актуальной информации. Визуализация организуется с помощью наглядно представленной последовательности действий в виде расписания.
Визуализированное расписание занятий помогает воспитаннику самостоятельно перейти от одного вида деятельности к другому, из одной зоны в другую, сообщая, куда ему необходимо направиться после окончания конкретной работы.
Таким образом, создание адаптивной образовательной среды позволит уменьшить «поведенческие» проблемы ребенка с РАС и поможет ему приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые окружают нас в обыденной жизни.
Далее была проведена экскурсяи по детскому саду, с целью наглядного ознакомления с адаптивной образовательной среды в группах.
Педагог-психолог ГУО «Борисовский районный ЦКРОиР» Коледа Анастасия Анатольевна познакомила присутствующих с технологией "Социальные истории", которая разработанна для детей с РАС и направленна на развитие навыков социального взаимодействия.
Формат социальных историй позволяет формировать представления о тех или иных ситуациях, а также демонстрировать необходимые в данной ситуации поведенческие алгоритмы. При этом, социальная история позволяет учитывать специфику психического функционирования детей с РАС и, в частности, свойственные им особенности восприятия информации. Все это позволяет предположить, что социальные истории могут выступать инструментов формирования элементарных навыков безопасного поведения у воспитанников с РАС.
Мероприятия, направленные на формирование безопасного поведения у детей с РАС, должны учитывать особые образовательные потребности этой категории детей. К таким потребностям можно отнести следующие:
1. Опора на средства визуальной поддержки, что учитывает когнитивные особенности детей.
2. Структурированность и алгоритмичность предлагаемой детям информации. Фактически, перед педагогом стоит задача формирования поведенческого стереотипа, в связи с этим необходимо учитывать то, что такой стереотип станет высоко устойчивым.
3. Однозначность формируемых правил. Дети и взрослые с РАС демонстрируют недостаточную гибкость при решении интеллектуальных и жизненных задач, что требует определенного отбора правил поведения, соответствующих возрастным и интеллектуальным особенностям ребенка.
4. Максимальная приближенность информации и форм ее предъявления к жизненной ситуации, в которой должны реализовываться правила безопасного поведения. Необходимо учитывать, что дети с РАС, испытывая трудности при переносе навыков и переработке информации, не могут извлекать алгоритмы поведения из сказочных и фантастических сюжетов.
5. Предъявление формируемых алгоритмов поведения целостными блоками.
Методика «Социальные Истории» была разработана психологом Кэрол Грей в 1991 году.
Социальные истории представляют собой высокоструктурированные персонализированные социальные рассказы, которые направлены на достоверное описание ситуации, навыка, достижения или понятия. Разработка социальных историй регулируется десятью критериями.
1. Целью социальной истории является предоставление точной информации через использования содержания, формата и интонации повествования таким образом, чтобы описание ситуации было узнаваемым, понятным, а также физически, социально и эмоционально безопасным для ребенка.
2. Разработка социальной истории базируется на сборе информации по двум основным направлениям: понять особенности и причины поведения ребенка с РАС, его восприятие ситуации, выявить точную тему будущей истории.
3. Социальная история имеет четкую структуру и содержит заголовок, вступление (описание темы), основную часть и заключение, которое закрепляет и обобщает информацию.
4. Формат социальной истории должен соответствовать индивидуальным возможностям ребенка, в частности, необходимо учитывать длительность концентрации внимания, предпочтительный способ обработки информации, интересы и склонности (по возможности). В рамках этого критерия рассматривается, в том числе, вопрос об иллюстрировании историй – соотношении текста и иллюстраций, характер иллюстраций.
5. Выбор стиля и лексических средств для разработки истории осуществляется с учетом ряда факторов: повествование ведется от первого либо третьего лица; интонация повествования должна быть доброжелательной и ободряющей; повествование ведется в настоящем, прошедшем или будущем времени; слова и выражения используются в прямом значении; слова и выражения точно и однозначно передают смысл текста.
6. Социальная история должна описывать местоположение время события (ситуации), людей, имеющих к ней отношение, важные детали, осуществление основной деятельности или проявлений поведения и причины (мотивацию) поведения.
7. Социальная история содержит «описательные» предложения (описывают ситуацию) и «направляющие» предложения (описание эффективных реакций или желательного поведения).
8. Число «описательных» предложений должно превышать число «направляющих» в 2 и более раза.
9. Социальная история может неоднократно редактироваться и переписываться.
10. Работа с социальной историей должна быть спланирована, сами истории структурированы в тематические блоки, на протяжении всей работы с историей необходимо поддерживать ее актуальность с учетом реакции ребенка.
Завершилось мероприятие рефлексией, которое провела Боровская Ирина Михайловна, педагог-психолог ГУО «Борисовский районный ЦКРОиР».