Государственное учреждение образования "Детский сад № 19 г. Борисова"
телефон: +37577734404 (вахта); +37577732117 (кабинет заведующего)
email: sad19@rooborisov.by
222518, г. Борисов, ул. Краснознаменная, 61

Особые родители особых детей

14.02.2025
Особые родители особых детей

В необычном формате прошло очередное заседание родительского клуба "Содружество". Круглый стол для родителей (метод супервизии). Тема: "Особые родители особых детей".


Цель: гармонизация отношений родителей и детей с ОПФР

Задачи:

- оптимизация детско-родительских отношений;

- трансляция положительного опыта семейного воспитания дошкольников с ОПФР (обмен опытом родителей бывших воспитанников);

- сплочение родительского коллектива;

- предоставление возможности родителям поделиться своими трудностями и достижениями, а также определить и исправить свои ошибки в воспитании ребенка.

 

Гости: Масько Галина Анатольевна, Верас Елена Леонидовна

 

Ведущие и эксперты заседания: Масло Лариса Ивановна – руководитель клуба, педагог-психолог и Бандурина Екатерина Васильевна – учитель-дефектолог.

 

Технической поддержка проведения заседания - Игнаткович Екатерина Семёновна, Конотоп Лариса Генриховна, Потапенко Дарья Сергеевна.

 

На очередное заседание родительского клуба "Содружество" были приглашены родители воспитанников с ОПФР из групп № 2, 3, 5, 6, 7, 8 (всего 10 человек).

 

Началось  заседание клуба с приветственного вступительного слова Масло Ларисы Ивановны.

 

Семья, имеющая ребёнка с особенностями психофизического развития,  на протяжении жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами, это чередование «взлётов» и «падений».

 

Не следует думать, что ребёнок с особенностями психофизического развития – это несчастный ребёнок!   Ребёнку необходимо, чтобы его любили и ценили за его привлекательные качества.

 

Родителям и гостям было предложено выполнить упражнение «Представление», благодаря которому присутствующие познакомились друг с другом. Настроится на плодотворную положительную работу помогло упражнение «Комплименты», которое подняло настроение всем без исключения.

 

Трудности, с которыми сталкиваются родители, часто приводит к состоянию паники, трагической обречённости. Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это может быть результатом неадекватного оценивания состояния ребёнка или следствием опасения испортить будущее своему сыну или дочери «ярлыком».

 

После выпуска наших воспитанникоа из детского сада, многие родители детей с ОПФР сталкиваются с вопросами дальнейшего маршрута образования и социализации детей на новом месте. Своим жизненным ценным опытом поделились приглашенные родители наших выпускников.

 

Далее вниманию собравшихся были предложены к просмотру два видеофильма:

 

Мультфильм «Дневник Андрюши».

Андрюша — храбрый и очень добрый маленький мальчик. В своем дневнике он делится происходящими событиями, считает время до своего дня рождения, рассказывает о друзьях и ситуациях, с которыми сталкивается. Переживая маленькие радости и тревоги, Андрюша остается искренним, честным и любящим мальчиком, который с оптимизмом воспринимает все сложности.

 

Мультфильм «Аутизм может делать удивительные вещи» создан, чтобы рассказать об аутизме как можно большему количеству людей, чтобы стимулировать понимание и терпимость среди людей и будущих поколений...

 

Упражнение «Снежинки» подытожило мероприятие, родители провели аналогию в вырезывании по инструкции снежинок и получения разного результата с тем, что и все люди не похожи друг на друга, каждый имеет свою индивидуальность.

 

Советы родителям:

   Способы правильного общения с детьми с особенностями психофизического развития

     Какие же взаимоотношения считать правильными? Это те, в которых взрослый:

  • сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
  • помогает ребенку избежать ошибок;
  • поддерживает ребенка при неудачах.

     Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает события (поступки) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка, стороны. Для того, чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и, не достигнут самоуважения и уверенности.

Как поддерживать ребенка?

Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки. Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирования соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей его положительных сторон. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.

Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной самооценки и чувства адекватности ребенка.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  1. Опираться на сильные стороны ребенка.
  2. Избегать подчеркивания его промахов.
  3. Показать, что вы удовлетворены ребенком.
  4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
  5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
  6. Проводить больше времени с ребенком.
  7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
  9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
  10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это важно.
  11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  12. Принимать индивидуальность ребенка.
  13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
  14. Демонстрировать оптимизм.

Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка

  1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
  2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбны и не выступайте в роли судьи.
  3. Снизьте контроль. Более эффективным оказывается спокойное, отражающие реальность, планирование способа действия.
  4.  Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
  5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.

 

Демонстрируйте взаимное уважение. Демонстрируйте доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему, как к личности.

 

Для формирования гармоничной личности, развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой при установлении правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек.

 

Таким образом, данное заседание клуба и общение способствовало тому, что родители смогли поделиться своими чувствами, обозначили трудности, которые возникают в воспитании ребенка. Проанализировали причины своих затруднений, наметили пути дальнейшего воспитания ребенка.

Версия сайта для слабовидящих